Курбан-Байрам – является кульминацией одного из важнейших предписаний Ислама -хаджа - паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни Ислама.
Каждый год 10 числа месяца зуль-хиджжа по Исламскому календарю хиджра (Лунный календарь) мусульмане всего мира отмечают самое значительное религиозное событие года - Праздник жертвоприношения — Ид-аль-адха — который на языках многих мусульманских народов России, стран СНГ принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник 3 дня. В эти дни следует как можно больше совершать добрых дел с благими намерениями, радовать родных, близких, знакомых и не знакомых.
История жертвоприношения:
Обряд жертвоприношения, связан с именем пророка Ибрахима (мир ему), занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой пре¬данности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем — Исма'илем. Ибрахим, мир ему, достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, воззвал, обратился с мольбой: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 100). Приняв молитву Ибрахима, Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исма'илем. Прошли годы. Сын Ибрахима, мир ему, Исма'иль достиг возраста, когда уже мог стать опорой и поддержкой своему отцу. Но Всевышний подверг пророка Ибрахима серьёзному испытанию.
Однажды Ибрахим увидел сон, в котором он приносил Исма'иля в жертву Аллаху. Из этого сновидения Ибрахим понял: Всевышний требует от него пожертвовать самым дорогим, самым долгожданным и близким его сердцу — своим сыном. Пророк сказал Исма'илю: «Сын мой! Я видел во сне, что закалываю тебя в жертву. Что ты думаешь об этом?» В ответ Исма'иль (мир ему) сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых». Пророк «уложил его на бок» и готовился поднять нож на собственного сына. Но Аллах воззвал к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его жертвой» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 102-107) — барашком. Так Аллах вознаградил добродетельного пророка.
Тогда Ибрахим (мир ему) принёс в жертву овцу. Это испытание, дает понять людям, что Аллах, Господь миров, не нуждается ни в чьей жертве, и более того — не желает смерти человека, крови человека. Таким образом Курбан-Байрам символизирует всемогущество и милосердие Всевышнего творца и истинность Его учения, ниспосланного в Откровении Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
Этот случай, происшедший недалеко от Мекки, стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама. Со времён Ибрахима, мир ему, верующие следуют этому предписанию и стараются призвать друг друга к милосердию, состраданию, доброте и щедрости, вспоминая доброту Всевышнего и повеление Его не проливать человеческую кровь.
Обязанности верующих:
В Священном Писании мусульман и достоверной Сунне сказано, что самым значимым действием перед Всевышним Аллахом в дни праздника Курбан-байрам является заклание животного. В Священном Коране говорится: «Жертвенных животных Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха» (сура 22 «Паломничество» аят 36). Жертвоприношение предписано делать тем, у кого есть на то возможности. Но Аллах, беспредельно Милостивый к вам в таких случаях, не прощает мусульманам другого.
По Исламу, ни хадж, ни жертвоприношение по месту жительства не являются гарантией того, что человек стал хорошим мусульманином. Вот что в Священном Коране говорится по этому поводу: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (сура 22 «Паломничество», аят 37); «У каждого есть сторона, куда он обращается лицом. Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура 2 «Корова», аят 148). Всевышний Аллах оставляет за каждым из нас и множество других, кроме хаджа и жертвоприношения, путей заслужить Его благосклонность, получить Его награду.
Это — поддержка родителей и близких, оказание помощи бедным и обездоленным, доброе слово нуждающимся в нём, проявление терпения в собственном горе и сострадание другим, уважение к верованиям других, их обычаям и традициям. Все вышеперечисленное входит в число обязанностей мусульманина, установленных Аллахом.
Пост:
В Предпраздничный день, в день стояния на горе Арафат, всем, кроме паломников, предписано держать пост. Текбир Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех 3 праздничных дней после каждой обязательной молитвы. Мусульманин не ограничивает себя чтением такбиров только в праздничные дни. И такбиры, и молитвы, и просьбы, и мольбы всегда должны присутствовать в нашей душе.
Мы должны помнить также предупреждение Всевышнего, которое гласит: «Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменятся сами» (сура 13 «Гром», аят 11). Создателю, мы возносим молитву, восславляя Его: «Господь Аллах — превыше всего! Господь Аллах — превыше всего! Нет Бога, кроме Него! Господь Аллах — превыше всего и лишь Ему истинное восхваление!» — Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, ва-Ллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи ль-хамд. Жертвенное животное Время для его совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается - незадолго до захода солнца третьего дня.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь, сказал: «Поистине, прежде всего в этот наш день нам следует помолиться, а потом ? вернуться и заколоть (жертвенных животных). Поступивший так поступит в соответствии с нашей сунной». Так же пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Помолившийся подобно нам и совершивший жертвоприношение подобно нам совершит его правильно. То есть такое жертвоприношение будет принято Аллахом, а тот, кто принесёт жертву до молитвы, то принесёт её до молитвы и не совершит жертвоприношения вообще».
Прежде чем животное становится "жертвенным", оно служит хозяину для удовлетворения его потребностей: дает молоко, приплод, шерсть и т.д. Принося его в жертву, человек отказывается от него в пользу бедных собратьев. Жертвенными животными могут быть как крупный рогатый скот, так и мелкий. В России распространено заклание жертвенных баранов и коз. Заклание совершается только с именем божьим: «бисмил-лях, аллаху акбар». По возможности жертву приносят от каждой семьи. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана».
Достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. Мясо жертвенного животного необходимо разделить на три равных части: одна— неимущим и нуждающимся (сиротам, инвалидам, пожилым людям, студентам и пр.), вторая — на раздачу соседям или угощения родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве прошения благословения у Всевышнего. Продавать жертвенное мясо запрещено.
Шкуру жертвенного животного также запрещается продавать, её можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь. Жертвоприношение в Библии.